Доцента кафедры философии МГТУ Александра Нестеренко арестовали в начале сентября 2024 года. На момент задержания преподаватель был членом избирательной комиссии с правом решающего голоса от партии «Яблоко», а до этого дважды участвовал в муниципальных выборах в Москве.
Нестеренко обвиняют в «возбуждении ненависти» и «призывах к терроризму» за клип «Ми ростем» группы «Воплі Відоплясова» и песни «Зродились ми великої години» и «Батько наш — Бандера, Україна — мати» на его странице во «ВКонтакте».
Эксперты усмотрели в них «признаки побуждения к совершению насильственных действий в отношении русских как группы лиц, выделенной по признаку национальности», а также к «уничтожению русских как военного противника».
Нестеренко не отрицает, что добавлял на свою странице в ВК украинские песни и клипы, но вину в экстремизме не признает. На вопрос гособвинителя, почему, преподаватель ответил: «Это вы бомбите украинцев три года и возбуждаете в них ненависть, а я никакую ненависть не возбуждал».
Нестеренко также отметил, что песни и клипы он добавил, просто чтобы слушать — «в рамках своих научных и эстетических интересов».
Помимо самого Нестеренко, на прошлых заседаниях также допросили его бывших студентов. Их показания в большей степени касались репутации доцента. Элина Макарова, к примеру, рассказывала, что на своих лекциях Нестеренко отпускал в адрес девушек «пошлые шуточки». По ее словам, поведение преподавателя стало причиной коллективной жалобы.
Прения по делу уже дважды откладывались.
«Происходит должностное преступление: мало того, что они фальсифицируют доказательства откровенно, плюс затягивают процесс зачем-то. Им два года не хватило, чтобы сделать мне обвинение психическую экспертизу провели, я нормальный, не получилось. Хотите 10 лет — запросите 10 лет, запросите 20, пожизненное. Запросите что-нибудь», — негодовал сам Нестеренко на заседании 4 декабря.
Начинаются прения.
Гособвинитель говорит, что с 4 марта 2022 по 31 мая 2023 года Нестеренко разместил в открытом доступе на своей странице «ВКонтакте» материалы, которые следствие сочло подходящими под составы статей возбуждении ненависти или вражды и призывах к экстремизму.
Однако гособвинительница во время прений сказала, что статья о возбуждении ненависти или вражды вменена Нестеренко «излишне». Она попросила назначить ему 4 года колонии по статье о призывах к экстремизму.
Она также просит после освобождения лишить его права администрировать сайты на 3 года.
На этом гособвинение закончило.
Первым будет выступать адвокат Михаил Мещеряков.
«Наконец-то сторона обвинения согласилась со мной хотя бы в части», — сразу отмечает он.
Мещеряков говорит, что именно из-за того, что статья 282 (возбуждение ненависти) является тяжкой, Нестеренко «второй год» находится под стражей. Посвященную этому часть прений адвокат пропускает.
Мещеряков отмечает, что ни один из свидетелей не владеет украинским языком, и переводы были сделаны уже после возбуждения уголовного дела. Именно они были представлены на обозрение экспертам, хотя в публикациях переводов не было.
«Он не сделал ни одного действия, которое можно охарактеризовать как призыв: не размещал посты, не оставлял комментарии, — продолжает адвокат. — Он никаких самостоятельных действий не совершал».
Мещеряков говорит, что в заключении эксперта «прямо написано», что невозможно установить коммуникативную цель Нестеренко из-за неинформативности материала: он не выражал своего отношения к опубликованным материалам, никак их не комментировал — значит, и состава статьи 280 (призывы к экстремизму) нет. Также адвокат отмечает, что не было установлено, кто сделал аудиозаписи публично доступными. Он просит суд оправдать Нестеренко.
Следом выступает сам обвиняемый.
Нестеренко говорит, что не понимает, «как можно работать с такими свидетельскими показаниями» — имея в виду, что они были путаными. Кроме того, прокуратура не обращает внимание на то, что часть доказательств были сфальсифицированы — в частности, часть вменяемых материалов Нестеренко не публиковал.
«У меня такое чувство, что следствие намеренно дискредитирует судебную систему», — говорит Нестеренко.
Фото: Медиазона
Нестеренко просит изменить ему меру пресечения, поскольку оснований продолжать держать его под стражей у суда нет.
Судья Красова говорит, что сейчас стадия последнего слова, а последнее продление меры пресечения Нестеренко и его адвокат уже обжаловали.
Она решает, что ходатайство заявлено за рамками судебного следствия, и откладывает заседание на 19 декабря 13:00. На нем преподаватель выступит с посленим словом.
Без вас «Медиазону» не спасти
«Медиазона» в тяжелом положении — мы так и не восстановили довоенный уровень пожертвований. Если мы не наберем хотя бы 5 000 ежемесячных подписчиков, нам придется и дальше сильно сокращаться. Сохранить «Медиазону» можете только вы, наши читатели.
Помочь Медиазоне